Детская ультразвуковая диагностика. Учебник. Том 4. Гинекология. Книги по УЗИ

Способы проведения УЗИ-диагностики

В акушерстве и гинекологии используются 2 датчика, с помощью которых проводится ультразвуковое сканирование.

Трансабдоминальная эхография

Привычная для любого пациента методика, когда врач медленно водит датчиком по животу и видит на мониторе изображение исследуемых органов. Трансабдоминальный датчик практически всегда применяется для диагностического исследования у беременных женщин.

Трансвагинальная эхография

Менее приятная процедура для женщин, когда ультразвуковой датчик врач вводит во влагалище.

Однако в диагностике гинекологических болезней эта методика наиболее оптимальна, потому что позволяет хорошо рассмотреть женские половые органы, находящиеся глубоко и спрятанные за тазовыми костями.

Задать вопрос гинекологу онлайн

Каких-либо серьёзных препятствий для проведения эхографии нет. Нельзя использовать трансвагинальное исследование у девственниц, однако в этом случае можно применять трансабдоминальную методику.

Для беременных женщин актуальным является ограничение на количество ультразвуковых исследований. Кроме обязательных 3 скрининговых исследований, использование УЗ-диагностики в другие сроки беременности желательно выполнять только по назначению врача при возникновении осложнений.

Как делают УЗИ при беременности

Во время вынашивания плода беременной женщине следует 3 раза сходить на УЗИ. Это обязательный ультразвуковой скрининг, который проводится в сроки 11-14 недель, 18-21 неделя и 32-34 недели.

Основная цель исследования на первом визите — диагностика врождённых пороков и аномалий развития у плода, которые можно обнаружить при использовании современных трёхмерных УЗ-аппаратов.

При втором посещении ультразвукового кабинета женщина может узнать пол плода, а врач оценит динамику развития плода и плаценты и, главное, сможет увидеть патологию внутренних органов у малыша.

Третий скрининг, выполняемый ближе к окончанию беременности, даст необходимую врачу-акушеру информацию для будущих родов, что позволит предотвратить осложнения у мамы и плода. УЗИ в другие сроки беременности проводить можно, но только по показаниям.

Методика УЗИ проста и абсолютно безболезненна. При трансабдоминальной методике женщине надо обнажить живот и лечь на кушетку. Врач наносит на кожу специальный гель, обеспечивающий лучшее проведение ультразвуковых волн, и прикладывает датчик к нижней части живота. Медленно перемещая прибор, врач на мониторе видит изображение, отражающее ситуацию в малом тазу.

Если УЗИ проводится у беременной женщины, то на экране будет виден плод. Современные УЗ-аппараты позволяют вывести картинку на большой монитор для совместного (врач, беременная женщина с мужем) просмотра видеоизображения.

При трансвагинальном исследовании обязательным условием является применение специальной одноразовой насадки (или обычного презерватива). Женщина лежит на спине, врач аккуратно вводит датчик во влагалище и начинает осмотр внутренних органов.

Когда лучше проводить УЗИ органов малого таза у женщин?

УЗИ в гинекологии (или как его иногда называют «женское УЗИ») применяется в следующих целях:

• постановка диагноза при гинекологических заболеваниях со «смазанными симптомами»;
  • исследование заболеваний женских внутренних половых органов на всех этапах развития;
  • выявление особенностей строения матки, шейки матки, труб и связочного аппарата;
  • анализ эффективности проведенного лечения.

В обычных случаях процедуру лучше проводить в первой половине менструального цикла. УЗИ при миоме матки будет результативным, если проводить его на 5-10 день цикла, так как в это время эндометрий становится достаточно тонким, и на нем видны все изменения. В это же время в слизистой оболочке матки можно обнаружить такие образования, как полипы, синехии или сращения в полости матки, пороки развития половых органов.

Если УЗИ органов малого таза у женщин будет проводиться во второй половине цикла, то возможны искажения. К середине менструального цикла в яичнике образуется фолликул, который может выглядеть на мониторе как маленькая киста. Такую же картинку на УЗИ может дать и желтое (лютеиновое) тело.

В случае появления следующих симптомов обследование проводится независимо от цикла:

• более обильные выделения при менструации, чем обычно;
  • появление крови вне периода менструации;
  • боли при половом акте;
  • кровянистые выделения с гноем;
  • болезненные ощущения внизу живота.

Как проводятся УЗИ органов малого таза у женщин?

При трансвагинальном УЗИ, пациентка раздевается ниже пояса, ложится на кушетку, сгибая ноги в коленях. Во влагалище вводится тонкий датчик (на который надевают презерватив). В процессе УЗИ врач-гинеколог аккуратно, не допуская болезненных ощущений у пациентки, двигает этим датчиком, чуть надавливая на влагалище.

При трансректальном УЗИ в прямую кишку пациентки вводится еще более тонкий датчик.

При абдоминальном УЗИ нужно только освободить от одежды живот от грудины до лобка. На живот наносится немного геля для свободного скольжения датчика по телу.

Применение УЗИ в гинекологии

Основная цель УЗИ в гинекологии — выявление женских болезней. Врач назначит трансвагинальную эхографию для получения необходимой диагностической информации в следующих случаях:

• миома матки (размер и количество узлов, месторасположение в матке, возможность консервативной операции);
  • эндометриоз (количество очагов, степень распространения, наличие осложнений);
  • киста яичника (вариант опухоли, размер, сдавление соседних органов, возможность консервативного лечения);
  • полип матки (величина, количество, месторасположение);
  • аномалии развития репродуктивных органов.

УЗИ один из основных методов выявления причин бесплодия. Кроме диагностики женских болезней, влияющих на способность к зачатию, врач с помощью ультразвуковой фолликулометрии может обнаружить отсутствие овуляции, а при использовании эхогистеросальпингографии — оценить проходимость маточных труб.

Об ультразвуковом исследовании рассказывает руководитель клиники Жуманова Екатерина Николаевна.

Записаться на приём к гинекологу

Неоценима помощь УЗИ в экстренных ситуациях, когда надо быстро выяснить причину острого состояния и принять решение об оперативном лечении. В частности, эхография применяется в диагностике внематочной беременности, апоплексии яичника и воспалительных опухолей придатков.

Особенности подготовки к гинекологическому УЗИ

Никакой особой подготовки перед диагностическим исследованием не требуется. Накануне гинекологического УЗИ надо отказаться от пищи, которая может спровоцировать повышенное газообразование в кишечнике (капуста, яблоки, виноград, бобы, горох, выпечка). Раздутые петли кишечника помешают проведению исследования.

При трансабдоминальной методике женщине надо прийти на исследование с наполненным мочевым пузырём, однако это условие не относится к беременным.

Подготовка к УЗИ органов малого таза у женщин будет отличаться в зависимости от способа обследования.

Трансабдоминальное УЗИ

Для того чтобы исследование прошло как можно более качественно, вам понадобится небольшая подготовка. Необходимо в течение трех дней придерживаться диеты, исключающей продукты, вызывающие брожение (газированные напитки, черный хлеб, капусту, сладкие, свежие ягоды и фрукты, жирную пищу).

Если у вас запланировано утреннее исследование, то последний прием пищи должен состояться не позднее 18.00-19.00, а утром можно выпить немного воды.

Если гинекологическое УЗИ приходится на вечер, то последний раз перед процедурой можно поесть что-то легкое до 12.00, не менее, чем за 5 часов до исследования.

За 1 час перед исследованием необходимо выпить 1 литр чистой, негазированной воды.

Подготовка к трансвагинальному УЗИ

К вагинальному УЗИ также необходима некоторая подготовка. В течение 1-2 дней до исследования постарайтесь исключить пищу, вызывающую газообразование. За 4 часа до исследования нельзя принимать пищу. Процедура проводится на пустой мочевой пузырь, так что необходимо помочиться перед процедурой.

Подготовка к трансректальному гинекологическому УЗИ

Также показана диета в течение 1-2 дней перед процедурой. Накануне вечером необходимо очистить кишечник (с помощью глицериновой свечи или небольшой микроклизмы).