ГЛАВА XIV. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В ГИНЕКОЛОГИИ И АКУШЕРСТВЕ

11.1. Предмет и задачи спортивной медицины

Спортивная
медицина (СМ) является составной частью
лечебно-профилактического
направления системы здравоохранения,
одним
из решающих условий высокой эффективности
физи­ческого
воспитания населения нашей страны.

Осуществление
систематических врачебных наблюдений
за огромным
количеством людей, занимающихся
оздоровительной физкультурой
и спортом, является главной задачей
спортивной медицины.

Цели спортивной
медицины:

  • определение
    состояния здоровья, физического развития
    и
    в
    соответствии с этим рекомендация
    рациональных средств
    и
    методов физического воспитания и
    спортивной трени­
    ровки;

  • организация
    и осуществление регулярного
    врачебного
    наблюдения
    за здоровьем всех лиц,
    занимающихся
    оздоровительной
    физкультурой (ФК) и спортом;

  • определение
    наиболее рациональных санитарно-гигие­
    нических
    условий физического воспитания и
    осуще­
    ствление
    системы мероприятий, направленных на
    устра­
    нение
    факторов, оказывающих неблагоприятное
    воздей­
    ствие
    на человека в процессе занятий
    оздоровительной ФК
    и
    спортом;

  • содействие
    правильному проведению занятий
    оздо­
    ровительной
    ФК и спортом с лицами разного возраста
    и
    пола, различных профессий и с разным
    состоянием здо­
    ровья;

  • содействие
    обеспечению высокой эффективности
    всех
    физкультурно-оздоровительных
    мероприятий;

  • научное
    обоснование средств и методов
    физического
    воспитания;

  • разработка
    новых, наиболее совершенных методов
    врачеб­
    ных
    наблюдений за спортсменами,
    санитарно-гигиени­
    ческих
    исследований, диагностики, лечения и
    предупреж­
    дения предпатологических
    (включая травмы) состояний у
    спортсменов.

Основные разделы
работы по СМ:

  • врачебное
    обследование лиц, занимающихся
    оздорови­
    тельной ФК и спортом;

  • диспансеризация
    ведущих контингентов спортсменов;

  • врачебно-педагогические
    наблюдения;

  • оздоровительные,
    лечебные и профилактические меро­
    приятия;

  • санитарно-гигиенический
    надзор за местами и условиями
    проведения
    спортивных занятий и соревнований;

  • медицинское
    обеспечение спортивных соревнований
    и
    массовых
    видов ФК;

  • профилактика
    спортивного травматизма.

11.2.
Врачебные обследования лиц, занимающихся
физической
культурой и спортом

Цель
врачебного обследования —
допуск к спортивным занятиям,
систематическое
изучение влияния этих занятий на
физическое развитие,
состояние здоровья и функциональное
состояние лиц, занимающихся
оздоровительной ФК и спортом, а также
определение
их тренированности.

Врачебные
наблюдения состоят из первичных,
повторных и дополнительных
врачебных обследований.

Первичные
врачебные обследования проводятся для
всех лиц,
начинающих занятия оздоровительной ФК
и спортом. При этом
определяются состояние здоровья,
физическое развитие и приспособляемость
организма к дозированным физическим
нагрузкам.
Если при обследовании в состоянии
здоровья и физическом
развитии выявляются незначительные
отклонения, то
в занятия ФК и спортом вносятся
ограничения, рекомендуется коррекция
характера и режима спортивной тренировки.

Повторные
врачебные обследования ставят цель —
оп­ределение
влияния регулярных занятий оздоровительной
ФК и спортом
на состояние здоровья, физическое
развитие и функ­циональные
возможности спортсмена. При этих
обследованиях выясняется
также степень сдвигов в функциональном
состоянии


организма
спортсмена в связи с динамикой
тренирован­ности.

Обследования
спортсменов проводятся не реже 1 раза
в год, лиц
среднего и пожилого возраста, занимающихся
оздоро­вительной
ФК, — 2 раза в год. Спортсмены, находящиеся
на диспансерном наблюдении, проходят
регулярные обследования не
менее 4 раз в год.

Дополнительные
врачебные обследования направлены на
решение вопроса о допуске к соревнованиям,
а также к тренировкам
после перенесенных заболеваний (и
травм), длительных
перерывов в занятиях, при явлениях
переутомления, по
рекомендации тренеров или по просьбе
спортсмена. Дополнительные
обследования проводятся также для
спорт­сменов, допущенных к занятиям,
но имеющих отклонения в состоянии
здоровья.

По
результатам обследования врач составляет
заключение, в котором
дает оценку физического развития,
состояния здоровья, функционального
состояния и степени общей тренированности
спортсмена. Всем учащимся определяют
медицинскую группу для
занятий на уроках физического воспитания.
Кроме того, в заключение
врач дает рекомендации по характеру и
режиму тренировки,
вносит ограничения, а в случае
необходимости определяет
лечебно-профилактические мероприятия,
назначает срок
повторного врачебного обследования.

Диспансерный
метод наблюдения за спортсменами
является
активной
формой врачебного наблюдения за
регулярно тре­нирующимися
и выступающими в соревнованиях
спортсменами, которые
ведут круглогодичную тренировку. Этот
метод стал применяться
после организации в стране
врачебно-физкуль-турных
диспансеров (ВФД).

Основные задачи
диспансерного наблюдения:

  • укрепление
    здоровья и улучшение физического
    развития
    спортсменов,
    длительное сохранение их высокой
    спор­
    тивной
    работоспособности;

  • предупреждение
    и выявление ранних признаков
    нарушения
    состояния
    здоровья, переутомления, перетренированности
    и
    перенапряжения;

  • содействие
    повышению спортивного мастерства и
    совер­
    шенствованию
    методики тренировки.


В
основу диспансерного наблюдения
положено динамическое изучение
физического развития и состояния
здоровья, а также воздействия
на организм спортивных занятий и
соревнований.

Врачебно-физкультурная
консультация. Это
форма работы по ВК,
которая используется при обращении
здорового или

больного
человека в ВФД или врачебно-консультативный
пункт, расположенный
в поликлинике. Цель такой консультации
— решение
вопросов, связанных с занятиями
физкультурой и спортом
или использованием их средств для
лечения. При этом может
быть проведено углубленное обследование
с применением функциональных
проб.

Врачебно-педагогические
наблюдения
(ВПН) —
исследования, проводимые
совместно врачом и преподавателем
физического воспитания
(тренером) с целью оценки влияния на
организм занимающегося
физических нагрузок, установления
уровня адаптации
к возрастающим тренировочным нагрузкам.
На основании
данных ВПН
врач
должен оценить степень соот­ветствия
процесса тренировочных занятий принятым
гигие­ническим
и физиологическим нормам.

В
процессе ВПН используют следующие
методические приемы.

Определение
плотности занятия. Путем
хронометража действий
одного-двух занимающихся определяется
общее время, потраченное
на выполнение упражнений. Плотность
занятий определяется
как соотношение времени, потраченного
на упражнения,
к общему времени занятия (в процентах).
Квалифицированно
проведенное занятие имеет плотность
60— 70%.

Определение
физиологической «кривой» урока. Врач,
присутствуя на
различных этапах тренировки, регистрирует
частоту сердечных сокращений
(ЧСС) или иной физиологический показатель
и строит
график, демонстрирующий его динамику
в процессе физической
нагрузки. Анализируя эту «кривую»,
можно оценить эффективность
вводной части занятия, интенсивность
физи­ческой
нагрузки в его основной части,
продолжительность заключительной
части и степень восстанавливаемости
пульса к концу
занятия.

Оценка
степени утомления. Проводится
по внешним приз­накам
утомления — цвету кожных покровов,
потоотделению, точности
движений и др., а также быстроте
восстановления ис­ходной
ЧСС после окончания занятия.

При
правильно построенном занятии отмечаются
допустимая для
данного контингента возбудимость
пульса, практически

240

9-^150

241

полная
его восстанавливаемость к концу занятия,
средняя степень
утомления занимающихся.

Задачи
ВПН:
изучение
соответствия условий занятий гигиеническим
и физиологическим нормам, определение
воздействия
занятия или соревнования на организм,
анализ уровня
общей подготовленности и специальной
трениро­ванности,
помощь преподавателю (тренеру) в
правильном планировании
занятий в процессе физического воспитания
и в спортивной
тренировке.

Срочный
тренировочный эффект— изменения,
происходящие
в организме непосредственно во время
выполнения
физических упражнений и в ближайший
период отдыха.

Отставленный
тренировочный эффект — изме­нения,
отмеченные в поздних фазах восстановления
(например, на
другой день после занятий или через
несколько дней).

Кумулятивный
тренировочный эффект — изме­нения
в организме, происходящие на протяжении
длительного периода
тренировки, в результате суммирования
срочных и отставленных
эффектов общего числа отдельных
тренировочных занятий.

ВПН
проводятся во время этапных, текущих
и оперативных исследований.

В
этапных комплексных исследованиях,
когда оценивается
кумулятивный тренировочный эффект за
опре­деленный
период, принимают участие педагоги,
врачи и психологи.
Задача врача — оценить изменения в
функциональном состоянии
отдельных систем организма, общую
работо­способность
организма.

Беременность

ЛФК при беременности, наряду с психопрофилактическими мероприятиями, является важнейшим компонентом комплексной подготовки женщины к родам. Занятия ЛГ способствуют улучшению общего обмена, укреплению мускул, задействованных в родовой деятельности, устранению застойных явлений и образований в малом тазу, а также нижних конечностях, увеличению оксигенации крови.

Физические упражнения активизируют плацентарное кровообращение, нормализуют двигательную активность плода, в определенной мере предупреждая и предотвращая неправильные положения и тазовое предлежание. Одним словом, ЛФК в акушерстве и гинекологии позволяет добиться, при помощи специальных упражнений, коррекции положения плода.

Лечебная физкультура назначается всем женщинам, при отсутствии осложнений и обязательном условии нормального протекания беременности после консультации врача с момента взятия их на учет и до момента непосредственно родов. Тренинги проводят преимущественно малогрупповым методом (обычно по 6-8 человек) 3 раза в неделю (с перерывом в день).

Продолжительность занятий — от 20-30 до 45 мин. Группы формируют по принципу однородности, включая в них женщин с приблизительно одинаковым сроком беременности и уровнем физической подготовки. В случае наличия осложняющих факторов, не относящихся к противопоказаниям, проводят индивидуальные контролируемые занятия.

Процедуры ЛГ лучше проводить утром, не раньше чем через час после еды. Важным является создание благоприятного эмоционального фона, поэтому целесообразно групповые занятия ЛГ проводить с музыкальным сопровождением. Основными формами ЛФК при беременности являются утренняя гигиеническая гимнастика, ЛГ, дозированная ходьба, аэробика, занятия с «Fit ball», физические упражнения в воде.

Широко используются подвижные игры, спортивно- прикладные упражнения, элементы закаливания. В течение всей беременности предпочтение следует отдавать динамическим упражнениям, а вовсе не статическим напряжениям. В каждый комплекс упражнений ЛГ включают общеукрепляющие, дыхательные и специализированные упражнения, ориентированные на мускулатуру брюшного пресса, а также длинные мышц спины – как самые важные и главные группы для беременной женщины.

Также упор делается и на мышечно-связочный аппарат стоп, и на повышение эластичности промежности. Большое внимание должно уделяться обучению правильной постановке дыхания, навыков расслаблять отдельные определенные мышечные группы, а также добиваться полного расслабления. Подбирают простые по форме и легко выполняемые упражнения в медленном темпе, совпадающем с ритмом дыхания.

Все упражнения ЛФК в акушерстве, особенно для нижних конечностей, выполняются с большой амплитудой. Нагрузка должна быть такой, чтобы пульс учащался не больше чем на 10-15 ударов в минуту. При выполнении упражнений используют разнообразные исходные положения – а) стоя, б) сидя, в) стоя на четвереньках, г) лежа.

В последние месяцы беременности основную часть упражнений выполняют в положении лежа. Лежачее положение лицом вниз противопоказано в течение всей беременности. Завершая физические упражнения, как всегда, рекомендуется принимать душ или обтирание. Кроме того, не будут лишними ежедневные (по 20- 25-минут) занятия силовыми физическими упражнениями в домашних условиях, а также 1 — 2-часовые легкие пешеходные прогулки или(и) плавание — 2-3 тренировки в неделю.

При составлении комплекса ЛГ следует принимать во внимание срок беременности. Весь период беременности для занятий физической культурой стоит условно разбить на три временных диапазона: I-ый триместр — 1 — 16 недель, II-ой триместр — 17- 32 недели, III-ий триместр — 33-40 недель.

В I триместре у женщин необходимо сформировать навык регулярных занятий ЛФК. В комплекс ЛГ включают динамические упражнения для мышц верхних и нижних конечностей, спины, упражнения на расслабление. Женщин тренируют брюшному и полному дыханию, комбинированию и сочетанию движений с дыханием. Из занятия исключают все упражнения, способные вызвать резкие колебания и скачки внутрибрюшного давления и значительное напряжение мускулатуры фронтальной брюшной стенки. Все движения проводятся в медленном и(или) среднем темпе, сохраняя дыхание спокойным и ритмичным.

https://www.youtube.com/watch?v=SIkFQGaQOdA

Во II триместре назначают упражнения, повышающие подвижность в суставах (главным образом в крестцово-подвздошных, а также тазобедренных), применяют тренинги на развитие силовых качеств и выносливости мускулатуры с акцентом на мышцы туловища и нижних конечностей, активно используют упражнения на растяжение и расслабление мышц, а также упражнения для улучшения и повышения кровообращения и лимфообращения в системах органав малого таза, ну, и конечно же, дыхательные упражнения.

Не следует назначать упражнения с задержкой дыхания, статической нагрузкой, резким растяжением мышц. К концу триместра физическое воздействие снижают, большее число упражнений проводят в позиции лежа на спине, и лишь часть из них доступна с приподнятыми ногами (применяют опору пятками на 3-ую или 4-ую перекладину гимнастической шведской стенки).

В III триместре физическую нагрузку значительно снижают. Используют простые легкие упражнения с медленной скоростью из первоначального положения лежа на боку или сидя. Главное внимание уделяется обучению и закреплению умений и навыков, важных для правильного течения родов: умению произвольно расслаблять одни мышцы при одновременном напряжении других, а также непрерывного дыхания с синхронным напряжением мышц торса.

Противопоказаниями для ЛФК при беременности являются состояния, требующие неотложной хирургической и акушерской помощи, тяжелые токсикозы беременности, внематочная беременность, привычные аборты, мертворождения в анамнезе у матерей с отрицательным резус-фактором, угрожающее прерывание беременности, расхождение лонного сочленения, острые инфекционные, а также воспалительные заболевания, субфебрильная температура невыясненной этиологии, острый и подострый тромбофлебит, активная фаза ревматизма, острые заболевания почек и(или) мочевого пузыря, остаточные явления воспалительных процессов в малом тазу, декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни крови, аневризма брюшной аорты, а также заболевания печени в активной фазе, эпилепсия, глаукома, угроза отслойки сетчатки, выраженное опущение внутренних органов, схваткообразные боли в животе.

Лечебная физкультура, применяемая в послеродовом периоде, направлена на укрепление мышц и связочного аппарата брюшного пресса, тазового дна, возобновление нормальных топографических взаимоотношений и связей органов малого таза и брюшной полости. Физические упражнения ускоряют инволюцию матки, улучшают лактацию, ликвидируют застойные явления в системах органов малого таза и конечностях, восстанавливают функцию кардиореспираторной системы и ОДА.

ЛГ при отсутствии противопоказаний после относительно легких родов назначается в 1-й день (через 12- 16 ч), а после тяжелых — на 2-й день по прошествии родов. Основными формами ЛФК в послеродовом периоде являются УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия. Особенностями методики является постепенное увеличение нагрузки с использованием общеукрепляющих, специализированных и дыхательных тренингов.

Первые занятия проводят исключительно в позиции лежа с упором на дыхательные упражнения и тренировку рук; начиная со 2-3-го дня используют тренировки ног, мускулатуры тазового дна и преса. С 1-го дня рекомендуется неоднократно в течение дня сокращать сфинктер прямой кишки (так называемое упражнение Кегеля).

С 4-го дня нагрузка постепенно нарастает, начальная позиция и положения — лежа на животе, стоя на четвереньках, вертикально стоя. При швах в области промежности на протяжении 5-6 дней исключаются движения с отведением ног, а при разрывах III степени ЛГ проводится по методике для послеоперационных больных.

Продолжительность тренировки в первые дни 15-20 мин, затем — до 30-35 мин. В комплекс ЛГ включают 8- 12 упражнений. Занятия проводятся не менее 2 раз в день групповым методом, а при наличии осложнений — индивидуально, через 30 мин после кормления грудью.

При выписке роженице дают указания для проведения комплекса лечебной гимнастики в домашних условиях. Для восстановления функции мышц живота, спины и тазового дна достаточно 2-3 месяцев ежедневных занятий ЛГ. Рекомендуются также пешеходные прогулки.

ЛФК в послеродовом периоде противопоказана при остром тромбофлебите, мастите, эндометрите, лихорадочном состоянии, послеродовом кровотечении, нефропатии и эклампсии в родах, разрыве промежности III степени, прогрессирующей недостаточности различных систем, послеродовом психозе, выраженной подкожной эмфиземе, тяжелых, продолжительных и истощающих родах, выраженной анемии из- за кровопотери в родах.

Глава 2. Основы лечебной физической культуры 26

240

9-^150

241

одномоментные
функциональные пробы (20 приседаний,
за­держку дыхания и др.).

В
оперативных исследованиях оценивают
срочный тренировочный
эффект, т.е. изменения, происходящие в
организме
во время выполнения физических упражнений
и в ближайший
восстановительный период. Используют
следующие формы
оперативных исследований: а) непосредственно
на занятии
(в течение всего занятия, после отдельных
упражнений или
после различных частей занятия);

Методика
ВПН обусловлена конкретными задачами
и условиями обследования. При изучении
реакции занима­ющихся
на тренировочные нагрузки используют
методы (с уче­том
анамнеза) оценки внешних признаков
утомления и функциональных сдвигов в
деятельности различных сис­тем.

При
проведении оперативного
экспресс-контроля с
учетом субъективных
ощущений различают три типа реакции
на тренировочную
нагрузку: физиологический, «пограничный»
и патологический (табл.11.1).

Санитарно-гигиенический
контроль за местами и условиями
проведения
тренировочных занятий и соревнований


Санитарно-гигиенические
условия занятий и тренировок во многом
определяют эффект воздействия физических
упражнений на
организм занимающегося. Самая совершенная
методика тренировки
не будет иметь положительного результата,
если занятия
проводятся в антисанитарных условиях.

Санитарно-гигиенический
контроль складывается из текущего и
предупредительного; он обеспечивает
создание благоприятных условий
проведения спортивных занятий и
соревнований.

Текущий
санитарно-гигиенический контроль-наблюдение
за санитарным состоянием спортивных
сооружений, метеорологическими
условиями, за состоянием спортивного
оборудования,
инвентаря, одежды, обуви спортсменов
и за­щитных
приспособлений. Важное значение
принадлежит оценке эпидемиологического
состояния районов в местах проведения
соревнований
или тренировочных сборов.

Помимо
текущего санитарного контроля,
осуществляется предупредительный,
который возложен на органы государ­ственной
санитарной инспекции. При проектировании
и строительстве
спортивных сооружений для консультации
при­влекаются спортивные врачи.

242

243


11.3. Организация
службы врачебного контроля

В
К при занятиях физическими упражнениями
осуществляется двумя
путями: специализированной
врачебно-физкультурной службой
и общей сетью лечебно-профилактических
учреждений по
территориальному и производственному
принципу. Специализированная
врачебно-физкультурная служба
пред­ставлена
двумя видами формирований — кабинетами
ВК, центрами
ЛФК
и
СМ.

Задачи
кабинета ВК —
учет
и обследование занимающихся физической
культурой и спортом, оценка их физического
состояния,
допуск к соревнованиям и занятиям после
заболевания,
распределение занимающихся на медицинские
группы,
санитарно-гигиенический контроль за
спортивно-оздоровительными
объектами, медицинское обеспечение
соревнований
и др.

При проведении диспансеризации
населения кабинет
ВК взаимодействует с отделением
профилактики поликлиники,
оказывая организационно-методическую
помощь в
оценке функциональных возможностей
проходящих диспансеризацию
и назначении двигательного режима.
Центр
ЛФК и СМ является лечебно-профилактическим
учреждением,
осуществляющим медицинское обеспечение
спортсменов
и организационно-методическое руководство
постановкой
СМ и ЛФК
в
учреждениях здравоохранения.

На центр
также возлагаются постановка и широкое
внедрение ЛФК в
практику работы лечебно-профилактических
учреждений; изучение,
обобщение и распространение передовых
методов работы; проведение занятий и
семинаров с врачами лечебно-профилактических
учреждений по вопросам использования
физических
упражнений в лечебных и оздоровительных
целях.

Роль
оздоровительной физкультуры и спорта
в
жизни
инвалидов:

  • ФК
    и
    спорт имеют терапевтическое
    значение.
    Занятия
    оздоровительной ФК и спортом
    представляют
    собой
    естественную форму лечебных упражнений
    и могут
    быть
    успешно использованы в качестве
    дополнения к
    обычным методам физической
    реабилитации. Трудно
    переоценить
    их значение для восстановления сил
    инвалида,
    его
    способности координировать свои
    действия, для
    развития
    скорости и выносливости. Вступая в
    соревнование
    с
    самим собой, чтобы улучшить свою
    работоспособность,
    инвалид
    учится преодолевать усталость —
    основной
    симптом
    в ранних стадиях восстановления.

  • Спорткакотдых
    него психологическое значение.
    Инвалид
    должен рассматривать в каждом случае
    тренировку
    не
    только как мышечную борьбу за
    восстановление силы
    и
    победу, но и как источник радости.
    Значительное
    преимущество
    спорта перед формальными
    физическими
    упражнениями
    состоит в том, что он является
    фактором
    отдыха,
    предлагающего дополнительную мотивацию
    для
    инвалида.
    Спорт восстанавливает образец
    игровой
    деятельности
    и потребность выразить жизненную
    радость
    и удовлетворение, глубоко
    «сидящие» в каждом человеке.

  • Средство
    для социальной реинтеграции ин­
    валидов
    в общество.

Оздоровительная
ФК и спорт должны стать мощным стимулом,
помогающим восстановлению или вообще
уста­новлению
контакта с окружающим миром, и тем самым
облегчить
и ускорить возвращение инвалидов в
общество, признание
их в качестве равноправных граждан.
Действительно, существуют
такие виды спорта и игры, в которых
инвалиды могут
принимать участие вместе со здоровыми
(например, сидя в
креслах-колясках стрелять из лука,
играть в кегли, настольный теннис).


Задача
всего общества — сделать доступными
для инвалидов окружающий
мир, социальные достижения, заботиться
об их здоровье.
Инвалидов нельзя рассматривать как
какую-то обособленную
группу, потребности которой отличаются
от потребностей
остальных членов общества.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Введение 5

Краткий исторический очерк развития
лечебной физической

культуры
и спортивной медицины 7

ЧастьІ
ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

  1. Общая
    характеристика метода лечебной
    физи­
    ческой
    культуры 26

  2. Клинико-физиологическое
    обоснование лечебно­
    го
    применения физических упражнений 27

2.2.1.
Механизмы действия физических упражне­
ний
28

  1. Показания
    и противопоказания к назначению
    ле­
    чебной физической культуры 36

  2. Средства
    лечебной физической культуры 37

  1. Физические
    упражнения 37

  2. Спортивно-прикладные
    упражнения 48

  1. Энергетическая
    характеристика физических
    упражнений 48

  1. Игры
    (игровые упражнения) 50

  2. Естественные
    факторы природы 50

2.5. Формы
и методы лечебной физической культуры 54

  1. Утренняя
    гигиеническая гимнастика 54

  2. Лечебная
    гимнастика 56

  3. Лечебная
    дозированная ходьба 58

  4. Физические
    упражнения в воде 60

  5. Тренажеры 61

  6. Тракционная
    терапия 62

  1. Аутогенная
    тренировка 65

  2. Трудотерапия 70

  3. Двигательные
    режимы 75

2.9. Оценка эффективности применения
лечебной

физической культуры в комплексном
лечении …. 77

  1. Механизмы
    лечебного действия мануальной те­
    рапии
    101

  2. Мануальная
    диагностика 106

  3. Терапевтические приемы 108

  4. Основные
    принципы мобилизационной и мани-
    пуляционной
    техники 117

  5. Сочетание
    мануальной терапии с другими мето­
    дами
    лечения 119

Хронические воспалительные заболевания.

органов

122

5.1. Реабилитация
больных с заболеваниями сердеч­
но-сосудистой
системы 122

  1. Механизмы лечебного действия
    средств ле­
    чебной
    физической культуры
    122

  2. Средства
    и формы лечебной физической
    культуры
    126

  3. Физические тренировки.
    И.А.Баукина
    131

  4. Реабилитация
    больных, перенесших опера­
    цию
    аортокоронарного шунтирования.
    И.А.Баукина
    133

  5. Лечебная
    физическая культура при хирурги­
    ческом
    лечении заболеваний периферичес­
    ких
    сосудов. И.А.Баукина
    137

5.2. Реабилитация
больных с заболеваниями органов
дыхания
139

  1. Механизмы действия средств
    лечебной фи­
    зической
    культуры 139

  2. Средства
    лечебной физической культуры
    на
    стационарном этапе восстановительного
    лечения
    148

  3. Средства
    лечебной физической культуры
    на
    поликлиническом (санаторном)
    этапе
    восстановительного
    лечения 153

  4. Средства
    лечебной физической культуры
    при
    оперативных вмешательствах на
    лег­
    ких
    156


5.3. Реабилитация
больных при заболеваниях органов
пищеварения
161

  1. Механизмы
    действия средств лечебной фи­
    зической
    культуры
    161

  2. Средства
    и формы лечебной физической
    культуры

    163

  3. Средства
    лечебной физической культуры
    при
    оперативных вмешательствах на орга-
    ганах
    брюшной полости
    164

Применение лечебной физкультуры при хронических воспалительных болезнях женских половых органов основано на ее способности улучшать крово- и лимфообращение, особенно в органах и системах малого таза, растягивать спайки и предупреждать их образование, ускорять рассасывание воспалительных образований, приводить в тонус мышечно-связочную систему брюшного пресса, а также тазового дна.

ЛФК в гинекологии проводится в формах УГГ и ЛГ. Исходные положения обязаны предусматривать разгрузку от давления по вертикали: а) сидя на полу, б) лежа на спине, в) боку, г) животе, д) стоя на четвереньках. Врачами показано грудное и диафрагмальное дыхание, тренировки для дистальных и проксимальных отделов конечностей, а также для тазобедренных и коленных суставов, упражнения для укрепления отводящих и приводящих мышц бедер, разнообразные формы ходьбы (с высоким подниманием колен, в приседе, полуприседе, с махами прямой ногой и др.).

В случае необходимости фиксировать и укрепить матку в верном положении используют лечение положением (лежа на животе, коленно-локтевое, коленно-кистевое). Занятия проводятся ежедневно, вначале индивидуально (10-15 мин), затем групповым методом (20- 25 мин) под контролем болевых ощущений, не допуская усиления и обострения боли по прошествии занятий ЛГ. При возникновении болевых ощущений занятие необходимо прекратить.

Противопоказания к назначению ЛФК: острый воспалительный процесс или обострение хронического, осумкованные гнойные процессы, кровотечения, флебиты и тромбофлебиты в кровеносных сосудах органов малого таза и нижних конечностях, острая боль, усиливающаяся после движений. К занятиям приступают в подострой стадии заболевания при нормальной или субфебрильной температуре, отсутствии нарастания в картине крови и резкой болезненности в области инфильтрата.

Аномалии положения женских половых органов

Лечебная физическая культура при неправильных положениях женских половых органов в комплексе с гинекологическим массажем, а также физиотерапией наиболее широко применяется при приобретенных формах ретродевиации матки, опущении матки и влагалища. Основными целями лечебной физкультуры при аномальных положениях матки принято считать:

  1. обеспечение полноценного кровообращения в органах и системах малого таза,
  2. укрепление и повышение тонуса мышц брюшного пресса, тазового дна,
  3. укрепление связочного аппарата,
  4. повышение подвижности матки,
  5. перемещение ее в нормальное положение,
  6. улучшение функции желудочно-кишечного тракта.

Физические упражнения показаны как при подвижной, также и при фиксированном положении матки, однако более эффективны при подвижной матке. Специализированные исходные положения и силовые физические упражнения способны корригировать положение матки в антефлексии; используются коленно-кистевое, коленно-локтевое, колен но-грудное, лежа на животе и др. Эти положения способствуют:

  • а) перемещению внутренних органов кверху,
  • б) расслаблению брюшной стенки,
  • в) изменению внутрибрюшного давления и выведению матки в нормальное положение,
  • г) растяжению спаек при фиксированных ретрофлексиях.

Из этих исходных положений выполняются различные упражнения с движениями туловища и нижних конечностей. Противопоказано положение горизонтально лежа на спине. Также в занятия лечебной физкультурой включают упражнения с отягощением, с использованием «Fit ball», плавание, элементы различных спортивных игр, легкую дозированную ходьбу.

ЛФК при опущении внутренних органов служит основным средством лечения. Особенно эффективна ЛГ при I-ой и II-ой степенях опущения, а при остальных рассматривается как обязательная составная часть пред- и послеоперационных периодов лечения.

Используются исходные положения, способствующие нормализации положения матки:

  • а) лежа на спине,
  • б) боку,
  • в) животе.

Из специальных упражнений для укрепления мышечных групп тазового дна применяются: втягивание заднего прохода по 3-7 секунд с одновременным изотоническим напряжением ягодичных и приводящих мышц бедра, втягивание заднего прохода в комбинации с различными гимнастическими упражнениями. Общеукрепляющие упражнения не должны вызывать усиление и способствовать опущению внутренних органов, именно по этой причине исключаются прыжки, подскоки, бег.

Лечение опущений должно быть длительным, так как его эффект наступает часто лишь через 5-6 месяцев регулярных тренировок.

ЛФК при недержании мочи

Занятия лечебной гимнастикой стимулируют компенсаторные реакции замыкательного аппарата мочевого пузыря и уретры, улучшают трофику органов малого таза, укрепляют мышечно-связочный аппарат, оказывают общеукрепляющее действие на организм, способствуют разрушению патологической доминанты в подкорке головного мозга.

  1. мускулатуры промежности,
  2. таза,
  3. спины,
  4. живота,
  5. ягодичной области.

Изометрические напряжения выполняются с максимальной интенсивностью 6- 7 раз по 2-7 с, чередуются с произвольным расслаблением мускулатуры и упражнениями на дыхание. Для тренинга силы приводящей мускулатуры бедер в комплексах ЛФК при недержании мочи

применяют ходьбу, так называемым скрестным шагом, а также ходьбу с удержанием медицинбола между коленями, всевозможные упражнения с сопротивлением и прочие. На занятиях исключаются бег, прыжки, натуживания, задержки дыхания, вариации лежачих на животе исходных положений. Занятия проводят вначале 3 раза в неделю, а затем ежедневно длительностью от 20 до 50 мин при плотности 60-80%, желательно с музыкальным сопровождением. Курс лечения составляет не менее 4-6 месяцев регулярных занятий.

Глава 6. Медицинская реабилитация в неврологии 170

  1. Саногенетические
    механизмы при патологии нерв­
    ной
    системы 170

  2. Средства
    медицинской реабилитации 172

  1. Лечебная
    физическая культура
    172

  2. Массаж
    184

Глава
7. Реабилитация
больных с
повреждениями
и заболе­
ваниями
опорно-двигательного аппарата
185

  1. Патофизиологические
    механизмы последствий
    травмы
    185

  2. Сращение
    переломов
    186

  3. Средства
    восстановительного лечения при
    по­
    вреждениях
    и заболеваниях опорно-двигательно­
    го
    аппарата
    189

  1. Лечебная
    физическая культура
    190

  2. Массаж
    197

7.4. Двигательный
режим
198

Глава
8. Реабилитация
больных с повреждением и заболеванием

челюстно-лицевой
области
202

8.1. Анатомо-физиологическая
характеристика жева­
тельного
аппарата и мимических мышц лица
203

  1. Методы
    исследования функции височно-нижне-
    челюстного
    сустава и мышечного аппарата 205

  2. Средства
    и формы лечебной физической культуры 207

  3. Постизометрическая
    релаксация мышц в тера­
    пии
    миофасциальных болевых синдромов 214

  4. Двигательный
    режим 217

  5. Особенности
    применения массажа в стоматологии 219


Глава
9. Лечебная
физическая культура в акушерстве и гине­-кологии.
И.А.Баушна
223

  1. Физические
    упражнения при нормальной бере­
    менности

    223

  2. Физические
    упражнения в родах

    226

  3. Физические
    упражнения в послеродовом периоде
    227

  4. Физические
    упражнения в пред- и послеопера­
    ционном
    периодах у гинекологических больных

    229

Глава
10. Основы
реабилитации в педиатрии 230

  1. Особенности
    применения средств реабилитации 230

  2. Механизмы
    лечебного действия средств реаби­
    литации
    231

  3. Особенности
    восстановительного лечения у детей 235

Часть
IIСПОРТИВНАЯ
МЕДИЦИНА

Глава
11.
Задачи и содержание спортивной медицины
238

  1. Предмет и задачи спортивной
    медицины 238

  2. Врачебные
    обследования лиц, занимающихся
    физической
    культурой и спортом 239

  3. Организация службы врачебного
    контроля 245

Глава
12. Методы
исследований, применяемые в спортивной
ме­
дицине
245

  1. Исследование физического
    развития 246

  2. Функциональные
    пробы. А.В.Кудряшов255

  3. Физическое
    состояние и методы его оценки 269


Глава
13. Медицинское
обеспечение оздоровительной тренировки
274

  1. Оздоровительная тренировка

    274

  2. Особенности
    функционального состояния
    лиц,
    систематически
    занимающихся физической куль­
    турой
    и спортом
    281

  3. Влияние оздоровительной
    физической культу­
    ры
    на организм. А.В.Кудряшов

    283

Глава
14.
Заболевания и повреждения
у
спортсменов как последст­
вие
нерациональных нагрузок

286

  1. Причины заболеваний у
    спортсменов
    286

  1. Влияние
    направленности тренировочного про­
    цесса
    на заболеваемость спортсменов
    292

  2. Реабилитация
    спортсменов после повреждений
    опорно-двигательного
    аппарата
    294

  3. Физическая
    культура и спорт в системе реаби­
    литации
    инвалидов
    297

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WomanGinekol.ru
Adblock detector