ВПЧ (вирус папилломы человека). Диагностика и лечение ВПЧ при беременности

Течение беременности при ВПЧ

Во время беременности видимые кондиломы часто рецидивируют, имеют тенденцию к значительному увеличению, становятся рыхлыми, образования больших размеров могут служить причиной затруднений  во время родов. Имеются сведения, что первичное заражение ВПЧ при беременности может приводить к угрозе прерывания, а вот вызывает ли такое заражение пороки развития у плода – вопрос спорный.

Частота передачи ВПЧ от матери плоду, по данным разных исследователей, разнится весьма существенно — от 4 до 80%. Как происходит передача вируса до настоящего времени точно не известно. Наиболее вероятно, что через канал шейки матки и плодные оболочки восходящим путем или контактным путем при прохождении ребенка по родовым путям матери.

В последнее время с заражением ВПЧ во время родов связывают развитие папилломатоза гортани, трахеи и бронхов  и аногенитальных бородавок у младенцев. Заболевание это довольно редкое, к тому же описаны случаи этого заболевания у детей, рожденных с применением кесарева сечения, поэтому наличие ВПЧ и его проявлений у беременной женщины не является показанием к кесареву сечению.

После родов выявленные во время беременности ВПЧ чаще всего не обнаруживаются, а клинические проявления в виде массивных разрастаний значительно уменьшаются или исчезают. Хочется отметить, что  ВПЧ впервые обнаруженный при беременности, как правило, не выявляется после родов.

Диагностика ВПЧ

Главным методом диагностики ВПЧ является обычный клинический осмотр. Для подтверждения этого диагноза используют кольпоскопию (обследование слизистой оболочки шейки матки и влагалища с помощью специального увеличительного прибора) и цитологическое обследование (для этого берут соскоб из цервикального канала и с поверхности шейки матки).

При цитологическом исследовании выявляется не сам вирус, а характерные для этой инфекции изменения в клетках эпителия шейки матки. Уточнить цитологический диагноз помогает гистологическое исследование: при этом берется не соскоб поверхностных клеток, как для цитологии, а кусочек ткани, и изучается не только строение клеток, но и правильность расположения их слоев.

При беременности обычно биопсию не производят.Для определения типов вируса и их онкогенного риска используют полимеразную цепную реакцию (ПЦР), при помощи которой определяются фрагменты ДНК возбудителя. Она позволяет точно установить наличие вируса ВПЧ в шейке матки. Это важно для прогноза развития заболеваний шейки матки.

Во время первого же осмотра в зеркалах врач берет так называемый общий мазок для бактериоскопического исследования. Для анализа на трихомониаз берут выделения из заднего свода влагалища. Лучше, если этот анализ делается немедленно – биение ресничек трихомонады и высокая подвижность  овальных микроорганизмов хорошо заметны под микроскопом, а результат  исследования  готов уже через 20 минут.

Этот вид диагностики позволяет установить общее количество микробов и степень выраженности воспалительной реакции. Если мазок исследуют после высушивания и окрашивания, то результат чаще всего отрицательный, т.к. трихомонада при высушивании теряет свою подвижность и специфическую анатомию.  При этом возможны диагностические ошибки, поскольку клетки эпителия влагалища могут быть приняты за трихомонады.

Для подтверждения используется посев на флору — культуральный метод. Его смысл в том, что отделяемое, взятое из влагалища, помещается («сеется») на особую питательную среду, благоприятную для размножения трихомонад. Посев позволяет количество возбудителя и чувствительность к антибактериальным препаратам, что помогает при назначении оптимального лечения трихомониаза. Поэтому посев может применяться не только непосредственно для диагностики, но и для того, чтобы отрегулировать методику лечения.

Наиболее точным методом на настоящий момент считается полимеразная цепная реакция для определения ДНК трихомонады (ПЦР). Точность этого исследования составляет около 95%, а делается анализ за 1-2 дня.

В сомнительных случаях при диагностике трихомоноза дополнительно может использоваться метод прямой иммунофлюоресценции (ПИФ) для выявлении антител к возбудителю инфекции в крови больного.

Лечение ВПЧ

1.Деструктивные методы — это местное лечение, направленное на удаление кондилом. Различают физические (криодеструкция, лазеротерапия, диатермокоагуляция, электрохирургическое иссечение) и химические (трихлоруксусная кислота, ферезол, солкодерм) деструктивные методы, а также хирургическое удаление кондилом.

У беременных могут применяться физические деструктивные методы и препараты трихлоруксусной кислоты. Лечение деструктивными методами желательно проводить только на ранних сроках беременности, соблюдая особую осторожность. При этом необходимо учитывать риск возможных побочных эффектов при лечении (кровотечений и вторичного инфицирования, вследствие измененного кровообращения, токсических осложнений),  и возможность повторного появления кондилом после их удаления.

2.Цитотоксические препараты — подофиллин, подофиллотоксин (кондилин), 5-фторурацил. Эти препараты КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНЫ во время беременности. Женщинам детородного возраста на время лечения рекомендуют надежную контрацепцию или отказ от половой жизни.

3.Иммунологические методыНаиболее часто для лечения ВПЧ-инфекции используются интерфероны (КИПферон, реаферон, виферон). Они представляют собой семейство белков, которые вырабатываются клетками иммунной системы в ответ на стимуляцию вирусами.  Препараты иммуноглобулинов используют совместно с местным применением препаратов.

4. Специфические противовирусные препараты (цидофовир, панавир, алпиразин). Эти препараты не используются у беременных женщин при папилломавирусной инфекции, в связи с недостаточно изученным влиянием на плод. Кстати, известный противовирусный препарат ацикловир (зовиракс) не оказывает действие на ВПЧ.

Основной группой лекарственных средств, применяемых при лечении трихомониаза, являются производные имидазола  (метронидазол, орнидазол, тинидазол, наксоджин, атрикан). Препараты этой группы категорически противопоказаны  до 12 недель беременности, в связи с возможным отрицательным влиянием на плод.

После 12 недель в некоторых случаях возможно применение этих препаратов короткими курсами. Такая терапия  менее эффективна, чем обычный курс, и чаще дает рецидивы. Однако при этом уменьшается медикаментозная нагрузка на организм матери и плода. До 12 недель беременности лечение проводят только местными (вагинальными) препаратами (клотримазол, гинезол, бетадин).

Женщины с трихомониазом рожают в специальных обсервационных отделениях. Новорожденных детей лечат после обследования при выявлении этого заболевания.

Лечить трихомониаз  у ребенка можно  в первые недели после рождения, но это может повредить нормальному становлению иммунной системы. Всем пациентам после окончания лечения проводятся контрольные исследования мазков на трихомонаду. Первый контроль – сразу после завершения лечения, два последующих после каждой менструации, а у беременных ежемесячно 3 раза.