Закаливание — здоровый образ жизни

Пример готового реферата по предмету: Физкультура

Степень
трудности

Предметы

Трудные

Математика,
физика, химия, литература, русский
язык, иностранный язык,

Средней
трудности

История,
география, биология, черчение

Легкие

Труд,
физкультура, рисование, музыка, этикет,
ОБЖ

Санитарным
правилам регламентируется недельная
учебно-трудовая нагрузка учащихся
(табл. 3).

Таблица
3.

Функциональное
состояние нервных центров ЦНС определяется
при измерении латентного периода реакций
на световой и звуковой раздражитель.
Исследование проводят с помощью прибора
хронорефлексометра ВИУ-1, позволяющего
измерить величину скрытого времени
двигательной реакци­ей обследуемого
на тот или иной раздражитель в
миллисекундах.

Цель
работы:
измерение
общего времени двигательной реакции в
от­вет на световой или звуковой
раздражители.

Ход
выполнения работы:Измерение
проводят в начале и конце заня­тий.
Испытуемому предлагается следующая
инструкция: «Возьмите в руку сигнальную
кнопку и внимательно наблюдайте за
состоянием сигнальной лампы (свет),
расположенной на лицевой панели пульта
испытуемого.

На каждое загорание лампы
как можно быстрее отвечайте нажатием
на сигналь­ную кнопку». Фиксируются
показатели реакции у каждого испытуемого
трижды на каждый раздражитель с
определением средней величины латент­ного
периода.

3.Оформление
заключения
об изменении состояния высшей нервной
дея­тельности студентов в течение
занятий под влиянием умственной нагрузки.

1. Исследование уровня работоспособности в динамике.

Изучение
умственной работоспособности учащихся
(студентов) необ­ходимо для контроля
за функциональным состоянием центральной
нервной системы и его изменением под
действием различных факторов. Ухудшение
функционального состояния ЦНС происходит
при развитии умственного утомления,
связанного с напряженной и сложной
умственной работой.

Исследование
проводится в начале и в конце занятия.
Уровень работо­способности определяется
с помощью метода «дозирования работы
во вре­мени» с использованием
корректурных таблиц Анфимова. Достоинством
бу­квенного теста является возможность
одновременного обследования большо­го
количества лиц.

Порядок
проведения обследования.

1.
Испытуемым раздают бланки таблиц и
объясняют задание. Суть зада­ния —
внимательно просматривать каждую строку
(слева направо, как чи­тают книгу) и
вычеркивать буквы (например, X одной
чертой, а И — двумя чертами

2.
Отмечается время начала работы и даётся
команда «Начали работу». По истечении
1 минуты работа останавливается и на
корректурной таблице отмечается уголком
место, где застал сигнал «Стоп»;

3.
Задание осложняется — продолжать
вычёркивание букв в прежнем порядке,
кроме тех случаев, когда перед указанными
буквами стоят какие-то
другие (например,
перед X будет стоять В, а перед И — буква
Е), сочетание
этих букв предлагают
подчеркнуть;

4.
В течение 1 минуты проводится усложненная
работа по просмотру таблиц;

5.
Проведение анализа данных исследования.
Для обработки корректурных таблиц
подсчитывается количество просмотренных
знаков, за первую 1 минуту, вторую 1 минуту
и за 2 минуты всего. Подсчитывают
количество просмотренных строк, умножая
на 40 (количество букв в строке) и прибавляют
количество неполной строки. Полученные
данные заносят в таблицу.

Количественные
показатели работоспособности

Количество
просмотренных знаков

Начало
занятия

Конец
занятия

штук

%

штук

%

Первая
1 минута

Вторая
1 минута

Всего
за 2 минуты

Качественные
показатели работоспособности

Количество
допущенных ошибок

Начало
занятия

Конец
занятия

штук

на
100 знаков

%

штук

на
100 знаков

%

Первая
1 минута

Вторая
1 минута

Всего
за 2 минуты

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Закаливание важное условие для воспитания здорового ребенка 4

1.1. Основные понятия 4

1.2. Принципы закаливания 8

2. Система закаливания детей 14

2.1. Общие правила 14

2.2. Закаливание воздухом 16

2.3. Закаливание солнечными лучами 17

2.4. Закаливание водой 19

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Многие привыкли думать, что закаливание организма это только лишь обливание холодной водой. И они заблуждаются. Закаливание это целый спектр мероприятий, который включает в себя воздушные и солнечные ванны, ножные ванны, обтирание, купания в открытых водоемах, контрастные процедуры и даже хождение босиком тоже есть закаливание.

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто.

Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания. А также закаливание оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, увеличивает жизненную емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.

Закаливание надо производить, используя все доступные мероприятия в комплексе. Важно для достижения эффекта закаливания, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз. Закаливание следует усиливать постепенно.

Закаливание обязательно следует производить с учетом индивидуальных особенностей личности и здоровья. И, самое главное, закаливание должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось в течение 2−3 месяцев и затем было прекращено, то закаленность организма исчезает уже через месяц!

Выбранная мною тема «Здоровый образ жизни. Система закаливания важное условие для воспитания здорового ребенка», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

здоровый образ жизни закаливание

Цель работы рассмотреть особенности системы закаливания для воспитания здорового ребенка.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

1. Закаливание важное условие для воспитания здорового ребенка

1.1. Основные понятия

Жить в гармонии с окружающей средой не представляет труда для человека сильного и крепкого от природы. Он не будет осложнять свою жизнь бесчисленными вопросами, а будет решать проблемы по мере их поступления.

Промочил ноги переодел сухую обувь; замёрз на улице дома выпил горячий чай; нужно проветрить комнату смело распахнул окно в морозный день, жадно вдыхая свежие воздушные потоки полной грудью! Свобода действий и психологический комфорт, не правда ли?

Но в жизни чаще происходит так: сердобольная бабушка натягивает на малыша два свитера, завязывает ему мордашку шарфом, и во время прогулки постоянно покрикивает «Не бегай, а то заболеешь!». Домой она приводит вспотевшего в нескольких слоях одежды ребёнка, не выплеснувшего энергию на улице он неохотно и без аппетита ест, затем ворочается и не может уснуть И в результате заболевает от того, что дышал на морозе влажным воздухом (он же был укутан в шарф а это замечательный способ быстро получить кашель!).

Механизмы иммунной защиты являются объектом заслуженного внимания, они сложны и разнообразны. Мы смотрим в будущее с надеждой уберечь ребёнка от серьёзных инфекций, когда ведём его на профилактическую прививку это формирование искусственного иммунитета. А вот о факторах естественного иммунитета часто забываем.

Одним из важнейших факторов естественного иммунитета является барьерная функция кожи и слизистых оболочек. Учитывая анатомо-физиологические особенности слизистых оболочек верхних дыхательных путей у детей, отметим, что в отличие от взрослого человека, они более уязвимы для проникновения вирусов и бактерий: недостаточно развита способность вовремя «дать бой» непрошеному врагу!

Закаливане здесь выходит на первое место по реальной возможности усилить именно эти барьерные функции и защитить ребёнка от мокрых носовых платков, длительного кашля и синевы под глазами.

Являясь одним из разделов Гигиены физической культуры, ЗАКАЛИВАНИЕ стало важнейшим оздоровительно-профилактическим мероприятием в медицине. Лишь закалённый организм способен научится адекватно реагировать на воздействие солнечной радиации, колебания температуры окружающей среды, изменения атмосферного давления, стресс.

Пользу от проведения закаливающих процедур переоценить трудно. Но, в силу различных обстоятельств, методично заниматься этим полезным делом удаётся далеко немногим. То настроение неподходящее, то времени нет Некоторым людям трудно решиться.

Для чего мы решаем закалять ребёнка? Чтобы не болел, рос психически уравновешенным и был готов к любым неожиданностям. Но может ли закаливание в традиционном понимании этого слова применяться в качестве кратковременных «лечебных» процедур?

То есть, закаливание это не только общеизвестные обливание ледяной водой и ныряние в прорубь. Предлагается закаливание как понятие более широкое это контакты с не вполне комфортными проявлениями окружающей действительности.

Раньше под закаливанием понимали, прежде всего, или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко закаливание означает укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т. е. напряжение.

Такими факторами являются низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность воздуха, резкие изменения атмосферного давления, недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе и др.

Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда, когда человек сильно замерз. У людей, долго проработавших за полярным кругом, температура кожи на холоде значительно меньше снижается, чем у тех, кто недавно прибыл в эти края.

Весьма красноречивы и результаты, полученные при закаливании детей. Группе учеников первого класса ежедневно делали ножные ванны -охлаждали ступни в течение нескольких минут в холодной воде. Первоначально эта процедура вызвала понижение температуры кожи на ступнях на

6. °С, а через 2 мес только на 1 1,5°С. В результате среди закаленных детей простудные заболевания наблюдались в 3 раза меньше, чем среди незакаленных.

Закаливание является сложным физиологическим процессом. По сигналам дошедшим до терморецепторов до центральной нервной системы, мозг вводит в действие нужные механизмы. Кроме нервной системы, сразу же активизируется и система внутренней секреции.

Из щитовидной железы в кровь поступает больше гормонов, ускоряющих обмен веществ. Гипофиз начинает в большем количестве продуцировать адренокортикотропный гормон, под влиянием которого интенсифицируется деятельность надпочечников.

Гормоны же коры надпочечников повышают активность защитных сил организма, в том числе сопротивляемость к инфекциям. Отсюда понятно, почему у закаленных людей инфекционные болезни возникают реже и в более легкой форме.

Если человек не закален против холода, то на него он реагирует по типу безусловного рефлекса. Теплопродукция затормаживается, кровеносные сосуды кожи сужаются недостаточно быстро и т. д. Терморегуляция закаленного организма усовершенствована условнорефлекторными реакциями: быстро и целесообразно увеличивается теплопродукция и предотвращаются излишние потери тепла.

Универсального метода закаливания ко всем неблагоприятным факторам внешней среды нет. Закаливание приспосабливает организм только к тому фактору, в отношении которого его в течение продолжительного времени систематически закаливали.

Если человек «морозоустойчив», то это вовсе не означает, что он также устойчив и к жаре, и наоборот, способность без труда выдерживать высокую температуру не свидетельствует о столь же легкой приспособляемости к холоду.

Определенная связь между приспособлением к некоторым внешним факторам все-таки имеется. Если организм приспособлен к жаре, то он хорошо переносит и недостаток кислорода (в горах, в самолете).

В жару обмен веществ замедляется и окислительные процессы стихают, в результате чего уменьшается потребность в кислороде. У людей, привыкших к недостатку кислорода, трудоспособность в высокогорных местах не снижается.

Процесс закаливания организма должен проходить постепенно, процедуры закаливания следует проводить осторожно, понемногу увеличивая их интенсивность. Лучше всего начинать закаливание в детском возрасте, когда система терморегуляции и иммунобиологические защитные механизмы только развиваются. Кроме того, приобретенные в детстве привычки остаются на всю жизнь.

Эффект закаливания недолговечен: он длится только во время закаливания организма и недолго после него (1 1 ½ мес).

К внешним факторам организм приспосабливается быстро только в том случае, если с их влиянием соприкасаться приходится постоянно. В противном случае сложившиеся в результате закаливания условные рефлексы гаснут, и, оказавшись неожиданно на холоде, в жаре и т. п.

Способы закаливания против холода всем давно известны. Это воздух, вода и солнце в совокупности с физическими упражнениями. Наилучшие результаты дает комплекс приемов закаливания, состоящий из конвекционного (воздушные и солнечные ванны) и кондуционного охлаждения (обтирание и обливание, ножные ванны, купание, чередующиеся водные процедуры).

Выдержка из текста

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слбее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно!

Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.

Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.

Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект.

Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.

I способ проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1−2°С.

Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4−5 раза в день по 10−15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, 20−22°С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

II способ прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух.

1. минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5−2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2−3 раза в день, между кормлениями по 2−2,5 часа.

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта.

При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь.

Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до 18−20°С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны.

С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22° С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 — 3 лет, лучше в безветренную погоду.

В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших — 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 —

4. мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30° С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

Необходимо помнить, что солнечные лучи сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. Начинать закаливание следует, при рассеянном солнечном свете.

Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Вначале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха 22−24°С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до

1. минут. На голову малышу нужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10−11 часов) или вечером (после 17).

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой.

Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.

Издревле вода присутствует во многих народных обрядах и ритуалах. Не обходятся без нее ни при рождении человека (крещение), ни при его смерти (омовение).

В целебных и закаливающих свойствах природы вода играет особую роль, особенно вода холодная или ледяная. Ее свойства с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами.

В папирусах Древнего Египта, например, обнаружены указания на то, что следует систематически использовать охлаждающие водные процедуры в оздоровительных целях. Полагают, что египетская культура закаливания была перенесена в Древнюю Грецию, где ее распространял яркий пропагандист оздоровления людей с помощью холодной воды, великий философ и математик Пифагор Самосский.

В священных индуистских книгах говорится, что омовения холодной водой дают десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет лица и… внимание красивых женщин.

Из известных врачей древности, широко использовавших водные процедуры для лечения и укрепления здоровья, следует назвать Гиппократа (ему принадлежит утверждение о том, что холодная вода возбуждает, а теплая расслабляет), а также Асклепиада и Авла Корнелия Цельса.

На Руси испокон веков относились к воде очень уважительно. Многие историки, ученые и путешественники в разные времена отмечали пристрастие русских к ледяной воде. Купание в ней сочеталось обычно с баней.

В «Повести временных лет», одном из самых значительных литературных произведений времен Киевской Руси, летописец Нестор описывает впечатления Святого Андрея о быте славян, живших в Новгородской земле: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда.

Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, и до того себя забивают, что едва слезут, едва живые, обольются водой студеною, и тогда только оживут. И творят так каждый день, никем не мучимые… и этим совершают омовение себе, а не мучение».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WomanGinekol.ru
Adblock detector